Психология предательства (по рассказу Л. Андреева «Иуда Искариот»)Самый страшный грех, который нельзя искупить, который нельзя простить, - предательство. «Величайший» предатель, записавший своё имя в века, имя которого с презрением, гневом, отвращением произносят и грешники, и праведники, - Иуда. Что же побудило его предать своего Учителя? Зачем пошёл он на гнусное предательство? Какие чувства и мысли вели его? Неужели тридцать сребреников - жалкие гроши – были его целью? Люди говорят: «Он предал Сына Божьего, что думать о нём?» Писатели в своих произведениях пытаются осмыслить, понять, зачем Иуда предал Иисуса. Размышляет на эту тему М.А. Булгаков в романе «Мастер и Маргарита», а Л. Андреев посвящает мыслям о предательстве рассказ «Иуда Искариот». «Лукавый и злой, как одноглазый бес», этот «рыжий и безобразный иудей» вселял в людей чувство отвращения, и сразу понимал человек, что перед ним – лжец, подлый, коварный, злой. Но Иисус, всегда принимавший отверженных и гонимых, взял Иуду в ученики. «Он был худощав», «крепок силою», но всегда притворялся больным, «голос имел переменчивый». Слова Иуды «хотелось вытащить из своих ушей, как гнилые, шероховатые занозы». Лицо Иуды говорило о его двуличности: льстивый и услужливый, он был коварен и зол, «как одноглазый бес»; череп «делился на четыре части и внушал недоверие, даже тревогу». Одна сторона лица его была жива и подвижна, с «остро высматривающим глазом», другая – «мертвенно гладкая», огромная от никогда не закрывающегося слепого глаза – казалось, будто этот глаз вовсе не слепой. И ни от кого нельзя было услышать доброго слова об Иуде: даже дурные люди порицали его, сравнивая со скорпионом. Но Иисус принял его. Вместе с его ложью, притворством, двуличностью, коварством и корыстностью. Иуда в описании Л. Андреева – воплощение беса, носитель всех человеческих пороков. Его вид вызывает отвращение, его слова вселяют тревогу, его поступки скрывают корысть и «злой расчёт». Но Иисус принял его. Предательство в душе Иуды рождается из-за зависти. Он не понимает, что ложью и хвастовством отдаляется от Учителя. Но при этом ропщет: «Почему Он не с Иудой, а с теми, кто Его не любит? … Я дал бы Ему Иуду, смелого, прекрасного Иуду!» И тут же в голове его возникла мысль: Иуда и Он будут вместе во что бы то ни стало, «теперь ОН (Иисус) погибнет, а вместе с ним погибнет и Иуда. Досада, обида, гнев движут Иудой, когда он идёт продавать Учителя. Иуда, предавая Иисуса и наблюдая за ним в последние дни Его жизни на земле, прекрасно понимает, что это – «самый лучший Человек – это так просто, так ясно. Иуда всё время одержим страхом, что сейчас все догадаются, поймут, и тогда всё кончено, не бывать Иуде первым возле Иисуса. Но не хочет Искариот уступать место возле Учителя никому, ведь именно он « сильный, смелый, прекрасный». Да, Иуда знает, что Иисус – Осанна, «властелин правды Бог», и лишь слепой, лишь глупец может не заметит этого, не видеть самого главного. И вот Иисус умер. Перед тем как пойти к Нему, Иуда желает «порвать… ту тонкую плёнку, что застилает … глаза» Анны и фарисеев, учеников: «Что вы наделали? Как вы это допустили? И пусть тяжким крестом ляжет на вас истина! Трусы! Убийцы!» Предательство Иуды – его желание быть навеки связанным с Иисусом – воплотило в себе обиду, гнев, самовлюблённость, стремление отобрать лучшего Человека у всех - и восхищаться им в одиночестве. Искариот, одержимый своей идеей, становится безумным. Он умирает, чтобы встретиться там с Иисусом, но говорит перед смертью, что если Иисус сердится на Иуду и пошлёт его в ад, то «и на огне твоего ада я буду ковать железо и разрушу твоё небо». Так что же это? Любовь? Но ведь нельзя назвать любовью то, что связано с предательством. Может, это любовь к себе и желание связать себя с «лучшим человеком»? Или это попытка доказать что-то Иисусу: «Тогда ты поверишь мне?» Я очень долго думала над этим рассказом, над образом Искариота и поначалу была совершенно с ним не согласна. Андреевский Иуда знает, понимает, что Иисус – Сын Божий, Воплощение Добра и Правды, и Искариот стремится к Нему, к близости с Ним; Иуда заранее приготовил план: умрёт Иисус, потом умрёт Иуда, и они будут вместе. На мой же взгляд, Иуда предал и лишь потом понял, что это был Сын Божий, лишь потом сознание его прояснилось, и он не мог более жить с тяжёлым бременем мысли о том, что он – предатель Бога, светлого и чистого, настоящего. Психологию предательства исследовал и М. Булгаков в романе «Мастер и Маргарита», но его точка зрения совершенно отлична от мысли Андреева. Во-первых, непохож на Искариота Иуда Булгакова – молодой красавец, легкомысленный, очарованный прекрасной израильтянкой, и все мысли его – о скорейшем свидании с ней. Он влюблён, полон молодой беспечности. Да и смерть для Иуды Булгаков выбрал другую – его убивают (как мы потом узнаём, по приказу Понтия Пилата). Значит, Иуда вовсе не раскаивается, не чувствует себя виноватым. «Фанатик?» - «О, нет!» У него есть одна страсть – «страсть к деньгам». Корыстью, алчностью объясняет Булгаков предательство Иуды. В Евангелии читаем: «Вошёл же сатана в Иуду, прозванного Искариотом, одного из числа двадцати. И он пошёл, и говорил с первосвященниками и начальниками, как его предать им. Они обрадовались и согласились дать ему денег» (Евангелие от Луки) Что же двигало Иудой – знаменитым Иудой, предавшим Сына Божия? Его презирают, его имя стало ругательством, его образ – олицетворением подлости и порока. |
Поиск
Время
Опрос
Статистика
Онлайн всего: 1 Гостей: 1 Пользователей: 0 |