Стихотворение В.А. Жуковского «Море»Стихотворение В.А. Жуковского написано в жанре элегия, поэтому в нём преобладают грустные раздумья, философские размышления автора. Поэт, наделяя душой море, говорит о его чувствах, таких же величественных, бурных, беспокойных, как и у лирического героя. «Далёкое, светлое небо» манит к себе море «из земныя неволи», и море тянется вверх, оно счастливо в присутствии чистого неба, но лишь «сбираются тёмные тучи, чтоб ясное небо отнять..», море начинает бороться, биться против «враждебной мглы». И несмотря на победу, тревога остаётся в душе моря, и смятенье не покидает его. Жуковский назвал стихотворение «Море», посвятив его огромному и неукротимому явлению, одной из самых таинственных загадок природы. Состояния моря разнообразны и противоречивы («ласкаешь», «воешь», бьёшься», «блещешь»). Лирический герой стихотворения стоит у моря и задаёт ему разные вопросы, он охвачен какой-то тайной тревогой, в его душе смятение. Герой очарован морем, он желает с ним слиться, он восхищён гармонией моря и неба. Но здесь проявляется любовь не к покою, а к движению, свойственная героям романтическим («Ты живо, ты дышишь..», «обманчив твоей неподвижности вид: ты в бездне покойной скрываешь смятенье»). Лирический герой – романтик, он воспринимает мир, полный тайн, движения и конфликтов. Смятение , гармония моря и неба обманчивы. Возникает мотив борьбы, противоборства. Море любуется небом и борется за него против вторгшихся туч. «Безмолвное» и «лазурное», оно тут же названо «бездной»: оно несёт тревогу, в нём «глубокая тайна». Небо – «сладостный блеск», «светозарная лазурь» - является в стихотворении олицетворением прекрасной, но далёкой, недостижимой мечты о гармонии. Гармония остаётся желанной стихией лирического героя, но он понимает её недостижимость, невозможность. Элегия пронизана грустными размышлениями философского характера, и драматизм состоит в том, что море и небо никогда не сольются, а могут только мечтать друг о друге и бунтовать. В начале элегии мы видим таинственную тревожную картину: пейзаж моря. Для достижения яркости, живости Жуковский использует художественно-изобразительные средства: эпитеты («безмолвное море», «глубокая тайна», «тревожная грудь»), метафоры («тревожною думой наполнено ты», «дышит твоя напряжённая грудь»), сравнения («ты льёшься лазурью»). Стилистические средства придают элегии торжественность, возвышенность: здесь и инверсия («тревожною думой наполнено ты»), и риторические обращения. Настроение стихотворения поддерживается и его композицией: нет деления на строфы, потому что всё стихотворение – единая целая мысль. Торжественное, печальное настроение элегии поддерживается трёхсложным размером – амфибрахием, чередованием мужской и женской рифмы. |
Поиск
Время
Опрос
Статистика
Онлайн всего: 1 Гостей: 1 Пользователей: 0 |