Суббота, 18.05.2024, 15:46
Приветствую Вас Гость | RSS


Главный раздел

Главная
Карта сайта
Портфолио
Фотогалерея
Гостевая книга

Такие разные уроки

Русский язык
Литература

Материалы к урокам

Дидактические

ЕГЭ по русскому языку

Раздел в разработке

ГИА по русскому языку

Раздел в разработке

Работы учеников

Анализ произведений
Лингвистическая газета
Проектная работа

Элективные курсы

Раздел в разработке

Тематическое планирование

Планирование
Работа с одаренными детьми

Внеклассные мероприятия

План воспитательной работы
Направления деятельности
Совместное мероприятие
Умники и умницы
Альманах



GISMETEO: Погода по г.Рязань

Стихотворения в прозе


Тема урока:
«Senilia. Стихотворения в прозе. 1878 – 1888г.г.» (Senilia (лат.) – песни старости).

На доске записаны цитаты:
«Хочу Вас поблагодарить за эту ткань из солнца, радуги, алмазов, женских слез и благодарной мужской мысли, которая называется «Стихотворения в прозе»…
   (Павел Анненков – М.Стасюлевичу, редактору журнала «Вестник Европы», где было напечатано это произведение).

«Сам язык… гармонический, образный, тургеневский язык производит впечатление скорее стихов, чем прозы»
 (Арсений Введенский).


Ход урока.
Назвать тему урока и записать ее в тетрадь.

I. Особенности жанра.
   1. Постановка проблемы жанра.

   Особенности жанра «Стихотворений в прозе» - «стихотворения в прозе».
- Что вас удивляет в таком сочетании слов?
   Переплетение двух видов словесного творчества: прозы и стихотворения.
   Именно прозы и стихотворения, а не поэзии. Поэзия – это не только ритмическая речь, но главное – лирическое начало, ярко выраженные чувства автора.
   Мы с таким жанром еще не знакомы. Но появление этого произведения под названием «Стихотворения в прозе» вызвало споры вокруг жанра, которые не стихли и в современном литературоведении. Например, писатель Гроссман называет «Стихи в прозе» поэмой. Попробуем и мы провести исследование и сделать свои выводы о жанре.
  
   2. Свободный стих и «стихотворения в прозе» (исследование).
   3. Путь Тургенева от прозы к «Стихам в прозе».
   4. Выводы о жанре.

   Итак, начиная с 1878 года Тургенев стал создавать «Стихотворения в прозе», которым было суждено остаться в русской литературе непревзойденными образцами этого трудного и своеобразного жанра.
   Прослушав выступления, мы услышали две точки зрения:
   1. «Стихотворения в прозе» - это стихи без рифмы и размера.
   2. «Стихотворения в прозе» - это прозаические произведения малой формы, наполненные эмоциональностью, приподнятостью речи, лиризмом, своего рода это «лирика в прозе».
- Запишем оба определения.
   Ведь до сих пор литературоведы спорят об этом жанре. Существуют и другие точки зрения, но эти две – наиболее распространенные. Попробуем вернуться к вопросу в конце урока, когда послушаем произведения.

II. Путь Тургенева к «Стихам в прозе». Лекция.

   Сегодня уже говорилось, что Тургеневу хотелось сблизить прозаическую речь со стихотворной, создать особый жанр дневника, в котором соединятся радостные и грустные воспоминания о прошлом, размышления о жизни и смерти, любви и правде, чести, честности, совести, вере… Это своего рода лирический дневник. Писал его Тургенев в последние годы жизни, тоскуя по Родине, будучи больным, одиноким…
   Вершины всегда одиноки… И старение – процесс многолетний – усиливает одиночество и высоту. К моменту создания «Стихов в прозе» Тургенев порой чувствовал глубокое утомление и от профессорского либерализма, который когда-то сам проповедовал, и от анархизма бунтарей, рвущих в клочья любой порядок, и от терпения народного…. Сколько даров, сколько талантов посылалось России, сколько было возможностей все изменить, переустроить мир и жизнь..? Но как бездарно вела себя, в глазах Тургенева, большая часть просвещенных людей! Он окончательно разочаровывается в способности правительства проводить реформы сверху. Безотраден и путь, которым шла, при всем его сочувствии, революционная молодежь, шла лишь обостряя, по мнению Тургенева, без того трудную историческую ситуацию. Действительно, он обеспокоен трагической судьбой русского крестьянства, глубоко разочарован в Александре III. Убийство Александра II и казнь убийц произвели на него тягостное впечатление. Тургенев страдал. В его письмах, дневниках появляются многозначительные высказывания. Так, 28 декабря 1879 года перед отъездом в Россию Тургенев пишет Толстому: «тяжелые и темные времена переживает Россия; но именно теперь-то и совестно жить чужаком». 13 января 1883 года писатель заносит в дневник: «У нас все мрачней и мрачней».
   И в «Стихотворениях в прозе» Тургенев как будто отворачивается от надоевшей ему современности: «…во мне больше прошлого, чем настоящего; оставьте меня среди моих снов о жизни».
   К концу 70-х годов взаимоотношения Тургенева со своим прошлым, с величайшим опытом надежд и сомнений, очарований и отчаяния нередко крайне усложняются. Порой он словно боится горечи этого опыта, боится разворачивать длинный свиток воспоминаний: столько в нем несбывшегося, неудовлетворенных желаний, убедительных знаков, что он отчасти «продремал» жизнь.

   И все же это прошлое неудержимо влекло к себе. Тургенев бывал предельно искренен, когда боялся распечатывать этот закупоренный сосуд своего прошлого, оживлять память об ушедших людях, жизненных ситуациях, когда он хотел «память до конца убить» (Ахматова). Нельзя жить среди теней, нельзя играть в спектакле, где ты остался единственным живым актером. Он скажет в стихотворении в прозе с характерным названием «Мне жаль…» (1878г.)
  
   «Как мне освободиться от этой жалости? Она мне жить не дает… Она – да вот еще скука… о скука, скука, растворенная жалостью! Ниже спуститься человеку нельзя. Уж лучше бы я завидовал… право! Да я завидую – камням».

   Камень – это стихия полной безопасности, беспамятства, цельности. С покоем камня сходен и наивный, внешне деятельный восторг поющего черного дрозда, не знающего сомнений, бурь памяти мятежной, не выделившегося из мира природы. Дрозду нечего страшиться небытия, заглядывать в прошлое:
  
   «…в его песне не было ничего своего, личного; он был тот же самый черный дрозд, который тысячу лет тому назад приветствовал то же самое солнце и будет его приветствовать через другие тысячи лет, когда то, что останется от меня, быть может, будет вертеться незримыми пылинками вокруг его живого звонкого тела, в воздушной струе, потрясенной его пением»
(«Дрозд»)

   И все же вопреки этой зависти к камням, к самоуверенности дрозда, в Тургеневе жила огромная потребность «досказать» себя, запечатлеть те искры мысли и чувства, что высекались в душе ударами друг о друга незримых глыб – прошлого и настоящего. Зигзаги молний рождают огромное пространство, а не клочок неба. И «Стихотворения в прозе» - это именно молнии, улетающие из всего духовно-нравственного пространства жизни Тургенева. Он, человек с чрезвычайно текучим, изменчивым самочувствием, умел сделать прошлое важным компонентом своего настоящего. Плоть этого прошлого физически неосязаема, но зато и нетленна.
   Создавая «Стихотворения в прозе» Тургенев стремился их «огородить» от современности, от громкогласности. Тетрадка 1878 – 1879г.г. с черновыми записями будущих «Стихотворений в прозе» имела заглавие «Posthuma» (лат.) – «посмертное», говорящее о том, что эти произведения не предназначались к печати при жизни автора. Но в дальнейшем эти произведения тщательно перерабатывались, переписывались в определенном порядке. Тургенев явно заботился о том, как будет выглядеть цикл этих стихотворений в прозе в печати.
   Заглавие «Посмертное» усиливало особые обязательства автора, укрепляло желание смотреть на все с точки зрения вечности.
   И все же поле колебаний и поисков, откинув названия «Зигзаги», «Posthuma», Тургенев решил опубликовать эти «наброски, зигзаги, силуэты»; по определению М.М.Стасюлевича, под двойным названием «Senilia. Стихотворения в прозе».
   Тургенев постоянно напоминает читателю, что эти стихотворения – зрелище идей, окрашенных трагизмом заката жизни, самоотречения, предчувствием конца и светлой верой в Россию, - сотканы не из идей, а из слов. Высшая мудрость в них говорит на языке музыки. Он просит извинить свою привычку говорить красиво. В стихотворении в прозе «Кубок» Тургенев излагает эту просьбу с трогательной доверчивостью:
  
   «Непритворна моя грусть, мне действительно тяжело жить, горестны и безотрадны мои чувства. И между тем я старюсь придать им блеск и красивость, я ищу образов и сравнений; я округляю мою речь, тешусь звоном и созвучием слов».

   Простим же мы, люди промышленного века, увлеченные сухими формулами деловых бумаг, эту привычку писателя говорить красиво, плакать по нотам…, но он – великий Тургенев, без этих созвучий, без синтеза мысли и ритма, впечатления и настроения не мог выразить себя.
   И еще одно… Тургенев боялся шума, зрелищности, громкогласности для своих «Стихотворений в прозе». Он боялся, что они не будут расслышаны: «Эти «Стихотворения в прозе» вовсе не пригодны для публичного чтения. Они могут иметь некоторый успех только в интимном кругу» (Д.В.Григоровичу, 13 ноября 1882г.). «Стихотворения в прозе» преимущественно назначены для интимного чтения. Как бы эта громогласность не повредила им» (Стасюлевичу, 7 ноября 1882г.).
   Эти сомнения, бесспорно, искренни. Собеседовать о великих вопросах хотелось с предельно чутким и духовно-великим собеседником.
   Найдется ли такой собеседник, поймет ли на бегу то, что надо понимать в тишине?
   И все же я решилась говорить о «Стихотворениях в прозе», надеясь найти в Вас чутких и духовно-великих собеседников, как этого хотел И.С.Тургенев.


III. Чтение и комментирование «Стихотворений в прозе».

Учитель:
1.Начинаются «Стихотворения в прозе» обращением к читателю.
   а) чтение обращения. Звучит музыка Свиридова «Иллюстрация к «Метели»)
Сегодня уже говорилось, что «Стихотворения в прозе» очень музыкальны. Музыкальность присуща всему творчеству Тургенева, но здесь мелодия живет чуть ли не в каждой строчке.

2. Музыкальное начало «Стихотворений в прозе» (сообщение ученицы).
   а) чтение и комментирование стихотворения в прозе «Как хороши, как свежи были розы…».

3. Тема Родины.
   Центральные образы в «Стихотворениях в прозе» - образ России, предельно живописный и музыкальный, образ русской деревни, образ русского мужика. Вообще просто русского человека, русской души.
   На Орловщине, на этой русской земле, все было бесконечно дорого писателю: и бледная синева полей, где по ночам горят костры и слышится топот и ржанье лошадей, и неоглядное море волнующейся ржи, и островки березовых рощ на пологих холмах, и прохладные дубовые леса, и весело блестящие на солнце реки. Как безмерно счастлив был Тургенев; как нигде, здесь овладевало им то отрадное чувство; которое он сам назвал «чувством родины». Он не знал ничего прекраснее старых орловских садов, своего Спасского с его узкими липовыми аллеями, ракитами над прудами. Из Франции И.С.Тургенев писал поэту Я.Полонскому: «Поклонитесь от меня дому, саду, моему молодому дубу, родине поклонитесь, которую я уже, вероятно, не увижу».
  
Беседа с классом.

а) чтение и комментирование стихотворения в прозе «Деревня» 

- Что видит Тургенев, описывая деревню? Что удивляет в таком описании?
   (Писатель рисует словом так, что мы ясно видим и представляем русскую деревню, ее жизнь, ее покой и радость. Словно наяву, слышим. Как звенят жаворонки, как жуют и фыркают лошади; улавливаем запах дымка, чувствуем, как нас обдает теплым воздухом…).

- Почему Тургеневу удается нарисовать такую картину?
   (Умеет наблюдать, любит, знает и чувствует природу. Сам испытывает поэтический восторг, видя все это. Язык точен и разнообразен, много слов использует из народной разговорной речи.)

- Белинский, еще в самом начале творческого пути Тургенева, заметил: «Он любит природу не как дилетант, а как артист… Его картины всегда верны, вы всегда узнаете в них родную, русскую природу…». Можно ли эти слова Белинского, сказанные почти за 30 лет до создания этого произведения, применить к стихотворению в прозе «Деревня»? Аргументируйте свою мысль.
   (Да, можно. Тургенев замечал все вокруг: как фыркают и жуют лошади, собаку, поджавшую хвост, улавливает запахи, даже маленькие камешки на дно ручья… он видит и… любит. Здесь его природа очень не броская, но очень родная, это как будто мое место…).

- Какими увидел Тургенев крестьян в «Деревне»? С каким чувством пишет о них?
   (Здесь крестьяне показаны немного другими, не такими, как в «Записках охотника». Они живут хорошо, настоящие труженики. У хороших хозяев прекрасные дома с тесовыми крышами. Крестьяне любят красоту, их крыши с коньками, а на ставнях нарисованы цветы, около каждого дома скворечницы.) И пишет о них автор с большой любовью.

- В такой прекрасной деревне, наверное, живут счастливые люди. Назовите этих людей.
(Русокудрые парни…, Круглолицая молодка…, Старуха хозяйка…)

   Обратите внимание на заключительные строки: «И думается мне: к чему нам тут и крест на куполе Святой Софии в Царь-Граде и все, чего так добиваемся мы, городские люди». как вы их понимаете?
   (1878 год. Русские помогали болгарам освободиться от турецкого ига, под гнетом которых болгары находились несколько веков. Они мечтали о том, чтобы водрузить «крест на куполе Святой Софии в Царь-Граде», то есть в Константинополе).
   - Почему Тургенев задает этот вопрос: «К чему войны. К чему городская суета»? В чем писатель видит смысл жизни?
   (Истинное назначение человека – это не войны, а благоустройство жизни на земле. Человек дожжен пахать землю, косить сено, растить детей». Поэтому так понятны становятся слова нашего великого соотечественника: «Нет счастья вне родины, каждый пускай корни в русскую землю»).

4. Следующие несколько стихотворений в прозе, которые мы сейчас услышим, - своеобразное продолжение темы Родины, но она как бы расширяется, вбирает в себя больше жизни: здесь и трогательная песнь о верной любви двух голубей, и притча о мужицкой доброте и глубине русской души («Два богача») и рассказ о нравственной глубине и красоте народного характера и чувства («Щи», «Проклятие»).
а) чтение и комментирование стихотворений в прозе «Голуби», «Два богача», «Щи», «Проклятие».

5. Теме Родины созвучна тема величия подвига.
Музыка. Бетховена.
а) чтение стихотворений «Порог», «Памяти Ю.Вревской», комментарий.

6. С великими людьми, творцами, часто бывает так, что их творчество остается непризнанным, а сами они гонимы. Эта тема «непризнанности и гонимости» гения звучала и раньше, например, у Пушкина, эта тема звучит в некрасовских строках:

…Его преследуют хулы,
Он ловит звуки одобренья
Не в сладком ропоте толпы,
А в диких криках озлобленья…


Об этом и стихотворение в прозе Тургенева «Услышишь суд глупца…», названное пушкинской строкой.
а) чтение стихотворения «Услышишь суд глупца…».

7. Трудно делить «Стихотворения в прозе» на темы, ведь здесь что ни миниатюра, то новая тема, новая мысль, новый образ… Каждое из стихотворений в прозе – цветок, вплетенный в венок, и цветок этот вытянуть нельзя, иначе венок рассыплется. И все же мы пытаемся определить, о чем то или иное стихотворение.
   Следующие два стихотворения в прозе посвящены Полине Виардо («Стой», «Когда меня не будет»). Печальный свет любви писателя к знаменитой певице виден почти во всех его книгах. Яков Полонский написал стихотворение «И.С.Тургеневу». Писатель за границей. Одиночество. Тоска по России. Верность любви к Виардо, - об этом стихотворение:

Но – чу! Гремят рукоплесканья,
Ты дрогнул – жадное вниманье
Приподнимает складки лба;
(Как будто что тебя толкнуло!)
Ты тяжело привстал со стула,
В перчатке сжатою рукой
Прижал к глазам лорнет двойной
И – побледнел:
                           Она выходит…

а) чтение стихотворения «Стой!», комментарий.
б) чтение стихотворения «Когда меня не будет», комментарий.

Романс «Утро туманное».

8. Возрастом и одиночеством продиктовано начало многих последних сочинений Тургенева. Тем не менее нота оптимизма пробивается и через эту понятную нам печаль. Эта нота оптимизма имеет свои истоки: постоянная Любовь к России, ее людям, природе.
   Это забота о судьбе отчизны, это человеческая мудрость писателя.
а) чтение стихотворений «Воробей», «Мы еще повоюем», «Русский язык». Чайковский «Сентиментальный вальс».
б) если остается время другие учащиеся читают стихотворения в прозе.

IV. Подведение итогов.

1. Стихотворением в прозе «Русский язык» заканчивает Тургенев свой сборник. И это не случайно, ведь главная тема всего цикла – тема родины, которая вбирает в себя все остальные. «На тысячу верст кругом Россия – родной край». И «каждый пускай корни в родную землю…» - главный итог этой темы.

2. Обратите внимание на эпиграф (чтение первого эпиграфа). Лучше, наверное, не скажешь. Именно такое настроение остается после прочтения «Стихотворений в прозе». Каждое стихотворение в прозе, как камешек определенной расцветки, кладется художником на свое место, и если отойти на расстояние и взглянуть на целое, то собранные вместе камешки кажутся мозаикой. Создающей цельную картину.

3. И в связи с этим, еще раз о жанре. - Хотелось бы услышать ваше мнение, что же перед нами: стихи без рифмы и размера или все-таки проза малой формы с сильным лирическим началом.

(Мнения учащихся).
   Материал «Стихотворений в прозе» в тематическом и жанровом отношении многообразен. Что ни миниатюра, то новая тема, новая мысль, новый образ, новый способ изображения.
   Здесь жанровая зарисовка («Деревня»), сказка («Старуха»), сатира («Довольный человек»), легенда («Восточная легенда»), диалог («Рабочий и белоручка»), некролог («Памяти Ю.П.Вревской), послание («Н.Н»), сравнительная характеристика («Два богача»), реминисценции («Услышишь суд глупца…») и др.
   Под заглавиями некоторых миниатюр мы встречаем подзаголовки: «Сон», «Барельеф», «Разговор», определенные жанровые оттенки той или иной вещи. Все это в пределах одной небольшой книги создает глубокое и необычное впечатление. Образы ярки и грандиозны, а слов, пошедших на их создание, мало.
   А сами произведения, «сам язык… гармонический, образный, тургеневский язык производит впечатление скорее стихов, чем прозы».
   Действительно, ощущение стиха здесь очень сильное.
   Но я хотела обратить ваше внимание еще на одну вещь – на мнение самого писателя о своих произведениях. Ведь он не определил их каким-то одним словом – стихотворения или проза. По существу, он дал Жизнь еще одному своеобразному жанру литературы – стихотворениям в прозе.
   Но меня волнуют и другие слова, которые в первом тургеневском издании стояли на первом месте – Senilia – песни старости.

И не в столбцах повествованья
Больших романов, повестей
Желал бы я существованья
Птенцам фантазии моей…
Песнь – ткань чудесная мгновенья –
Всегда ответит на призыв;
Она – сердечного движенья
Увековеченный порыв.


   - в этих строчках Случевского как бы заключается пафос последних коротких песен, стихотворений, миниатюр Тургенева – поэта и писателя.

Домашнее задание:

1. Поделитесь впечатлениями о «Стихотворениях в прозе».
2. Ваши размышления по поводу жанра «Стихотворений в прозе».

Использованная литература.
1. В.Чалмаев. Иван Тургенев.
2. Пялый. Тургенев и русский реализм.
3. Тургенев «Стихотворения в прозе».


Поиск
Опрос
Оцените мой сайт
Всего ответов: 1002
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0