Суббота, 18.05.2024, 14:21
Приветствую Вас Гость | RSS


Главный раздел

Главная
Карта сайта
Портфолио
Фотогалерея
Гостевая книга

Такие разные уроки

Русский язык
Литература

Материалы к урокам

Дидактические

ЕГЭ по русскому языку

Раздел в разработке

ГИА по русскому языку

Раздел в разработке

Работы учеников

Анализ произведений
Лингвистическая газета
Проектная работа

Элективные курсы

Раздел в разработке

Тематическое планирование

Планирование
Работа с одаренными детьми

Внеклассные мероприятия

План воспитательной работы
Направления деятельности
Совместное мероприятие
Умники и умницы
Альманах



GISMETEO: Погода по г.Рязань

Пушкин и любовь


III. Пушкин и Гончарова.


   Конец 1828 года. Танцмейстер Иогель давал бал. И здесь Пушкин увидел юную красавицу. «Ей только минуло 16 лет, когда они впервые встретились на балу в Москве. В белом воздушном платье, с золотым обручем на голове, она в этот знаменательный вечер поражала всех своей классической царственной красотой. Александр Сергеевич не мог оторвать от нее глаз, испытав на себе натиск чувства, окрещенного любовью с первого взгляда… При первом знакомстве его знаменитость, властность, присущие гению, не то что сконфузили, а как-то придавили ее. Она стыдливо отвечала на восторженные фразы, но эта врожденная скромность, столь редкая спутница торжествующей красоты, только возвысила ее в глазах влюбленного поэта».

   Звали девушку Наталия Николаевна, Натали. И впервые в жизни, по его признанию, Александр Сергеевич Пушкин был робок. Вскоре он сделал предложение. В ответ полуотказ – полусогласие. Но Пушкин не отступил: мечта о счастье с этой девушкой, такой спокойной, такой нежной, умиротворенной, кружила голову.

   Около двух лет тянулась мучительная для поэта история сватовства. И вот, наконец, 18 февраля 1831 года они обвенчались. Жизнь поэта озарилась счастьем.

   Интерес к жене Пушкина не ослабевает. Один из самых напряженных споров, ведущихся вокруг Пушкина, – это спор о Наталии Николаевне. Ее обвиняют и оправдывают, упрекают и защищают, ищут в ней то погубительницу, то ангела-хранителя. Где же можно найти истину о жене поэта? В его письмах.

   Фрагменты из писем читают юноша и девушка.

   «С твоим лицом ничего сравнить нельзя на свете – а душу твою люблю я еще более твоего лица» (21 августа 1833г.).


   «Конечно, друг мой, кроме тебя в жизни моей утешения нет – и жить с тобою в разлуке так же глупо, как и тяжело» (30 июня 1830г.).

   «Я женат – и счастлив; одно желание мое, чтоб ничего в жизни моей не изменилось, лучшего не дождусь» (Пушкин – Плетневу, 24 февраля 1831г.).

   «Я люблю мою Гончарову Наташу… Прощай, красавица моя, кумир мой, прекрасное мое сокровище, когда же я тебя опять увижу?» (2 сентября 1833г.).

   «Милый мой ангел!.. Скучно жить без тебя… Я должен был на тебе жениться, потому что всю жизнь был бы без тебя несчастлив… Зависимость жизни семейственной делает человека более нравственным…» (8 июня 1834г.).

   Письма Пушкина жене – не обожествление неземной красоты, а проявление того, что поэт таил от посторонних глаз, - проявление любви семейной, счастье мужа и отца. Из писем Пушкина жене мы узнаем, что успехи Наталии Николаевны в свете волнуют, интересуют Пушкина, но не раздражают, напротив, он гордится «своей красавицей», он не гневится, а только боится, чтобы она не сделала ложного шага, боится не за себя, а за нее. Из писем мы узнаем о Наталии Николаевне как женщине, наделенной душевной щедростью, заботливой и деловой. Из писем видно, что со своей женой Пушкин обсуждает и материальные дела, и литературные, и общественные, а уже семейные тем более.

   Мнение о Наталии Николаевне как о пустой светской красавице не выдерживает проверки письмами самого Пушкина, напротив, они высвечивают самые разнообразные грани ее характера и интересов.

   заключительное слово учителя:

   Да, Наталия Николаевна была молода, была прекрасна и бесконечно радовала, чаровала Пушкина своей молодостью и красотой. Да, как он и хотел, она блистала в той сфере, где была к этому призвана. Она очень любила балы, наряды, любила пококетничать со своими многочисленными поклонниками. Глубочайше потрясенная смертью мужа, она сама горько каялась в этом.

   Но – мать четверых детей поэта – она давала ему то высокое и вместе с тем простое, доброе, человеческое счастье, в котором он так нуждался.

   В истории трагической гибели Пушкина она была не виновницей, а жертвой тех дьявольских махинаций, тех адских козней, которыми был опутан и сам поэт. О ней, о ее будущей судьбе были последние помыслы и последние заботы умирающего Пушкина: «Жена моя – ангел».

   И никто не должен, не смеет не только бросить, но и поднять на нее камень… (По Д.Благому).



   На фоне музыки Г. Свиридова (звучит романс из музыкальных иллюстраций к повести «Метель») учитель читает стихотворение. Ю.Друнина

И просто ли испить такую чашу –
Подругой гения вдруг стать в осьмнадцать лет?
Наталья Николаевна, Наташа,
И после смерти вам покоя нет.
Была прекрасна – виновата значит,
Такое ясно каждому, как день.
И негодуют, сетуют, судачат,
И судят-рядят все, кому не лень.
А просто ли испить такую чашу?
И так ли весело и гладко шли
Дела у той, что сестры звали «Таша»,
А мы – великосветски – «Натали»?
Поэта носит по степям и хатам,
Он у Емельки Пугача «в плену»,
Лишь спрашивает в письмах грубовато,
По-русски, по-рассейски: «Ты брюхата?»
Свою великосветскую жену.
И на дворе на постоялом где-то
Строчит ей снова: «Не зови, постой!»
И тянутся прелестницы к поэту,
И сам он, как известно, не святой…
Да, торопила – скоро роды снова.
Да, ревновала и звала домой,
Что этой девочке до Пугачева,
Когда порой хоть в петлю лезть самой?
Коль не любила бы – не ревновала.
В нее влюблялись? В том дурного нет.
А если льстило быть «царицей бала» –
Вот криминал – в осьмнадцать, двадцать лет!
Бледна, тонка, застенчива – мадонна,
Как будто бы сошедшая с креста…
А сплетни, анонимки – все «законно»:
Всегда их привлекала красота.
Но повторять наветы нам негоже,
Забыли мы, что, уходя с земли,
Поэт просил Наташу не тревожить –
Оставим же в покое… Натали!


III. Любовь в прозе А.С.Пушкина.

   Образ Любви раскрывается не только в лирике, но и в прозе. Каковы же идеалы Пушкина в Любви?

   1. Сообщение ученика.

   Если я слышу о чести, благородстве и верной любви, возникают образы Петра Гринева и Маши Мироновой. История любви Маши и Гринева – одна из главных линий романа «Капитанская дочка». Гринев готов отдать жизнь ради спасения Маши (это самопожертвование во имя Любви; когда любишь – не жаль жизни). На суде Гринев даже не упоминает имени Маши, чтобы не запятнать ее чести, хотя Маша – его единственный способ оправдаться: это желание оберечь и уберечь – во имя Любви.

   А Маша, кроткая, робкая, застенчивая, становится сильной и смелой, спасая своего любимого. Любовь придает человеку силы. Маша верна своему избраннику. Именно с ней связаны пушкинские идеалы Любви: Дом, Семья, Дети.

   2. Сообщение ученика.

   Сам Пушкин настоящими героями романа «Дубровский» назвал Владимира Дубровского и Машу Троекурову. Значит, это повесть о Любви, об облагораживающей Любви. Полюбив Машу Троекурову, Дубровский отказывается от мести злейшему врагу, погубившему семью: «Я ему простил… Я понял, что дом, где обитаете Вы, священен, что ни единое существо, связанное с Вами узами крови, не подлежит моему проклятию…»

   С Машей Пушкин связывает свои идеалы дома и чести женщины. Ненавидя князя Верейского, она отказывается после венчания от предложения Дубровского:

- Вы свободны…
- Поздно. Я жена князя Верейского. Я дала клятву.

Любовь, Долг, Честь, Верность – вот нравственные идеалы Пушкина, питающие и обогащающие друг друга.

   3. Сообщение ученика.

   Пушкин – не только непревзойденный поэт, но и великий прозаик. Его проза отличается разнообразием сюжетов и тем. Но главной темой всегда является Любовь, так как Любовь – это состояние души Пушкина, а в свои произведения он всегда вкладывал душу. Период написания прозаических произведений относится к 30-м годам XIX в.


   Когда на душе было тревожно, он особенно томился по счастью. И «счастливые» финалы его произведений («Капитанская дочка», «Метель», «Барышня-крестьянка») были в этих условиях чем-то вроде художественного выражения его личной человеческой жажды счастья и любви.

   У Пушкина не бывает любви с первого взгляда. Она зарождается в сердцах героев постепенно, но потом все более разгорается и поселяется в них навечно. Герои повестей молоды и поначалу кажутся нам наивными и легкомысленными. Героиня, как правило, - «…стройная семнадцатилетняя девица», единственное, и, следовательно, избалованное дитя, выросшее на французских романах. Герой – молодой человек, обычно служащий в армии. Так они живут, не подозревая о существовании друг друга, но их сердца жаждут любви. Поначалу любовь героев нежная и ранимая. Кажется, счастье будет длиться вечно, но жизнь ставит перед ними множество препятствий. Первое – это их сословное и социальное неравенство. Она – богата, он – беден… Но они искренни в своих чувствах, пренебрегают всеми материальными благами, преодолевают даже вражду своих семейств.

   Любовь – самозабвенное, но не слепое чувство. Для влюбленных существуют еще и Долг, и обязанность. «Но я другому отдана и буду век ему верна», - так говорит героиня, выданная замуж за другого. Семья – основа основ, семья – это святое. «Брак – священная форма Любви», - говорил сам Пушкин. В прозе Пушкина Любовь представляется не только как чувство, поглотившее героев, но и как нравственный идеал – основа Дома, Семьи, Жизни.


(2-ой урок, продолжение)

I. Вступительное слово учителя.

   О любовных увлечениях Пушкина еще и поныне ходят легенды, достоверность которых пристальные исследователи подвергают сомнению. Но всегда полезно составить собственное мнение по наиболее достоверным источникам: такие источники есть, они вполне доступны: это стихотворения Пушкина.

    «Творения истинной поэзии, как бы они ни отражали мир, никогда не лгут – они выражают высочайшую правду настроений, помыслов, убеждений, они рисуют правдивый портрет автора даже и тогда, когда он вовсе об этом не подозревает» (Н.М.Карамзин).

   Давайте и мы с вами возьмем несколько лирических стихотворений А.С.Пушкина и попробуем представить себе главные, определяющие черты того чувства, что так властно охватывало поэта. Давайте посмотрим, как вместе с Пушкиным росла, жила, преображалась, «воспитывалась» Любовь. Давайте посмотрим, какие этапы эволюции прошла его Любовь.

   В пушкинскую поэзию Любовь вошла почти с первым стихотворением. Вся поэзия Любви Пушкина – отрока, Пушкина – юноши – это лирика физической страстности, но не духовной страсти. В одном из первых же своих лицейских стихотворений 1813 года «К Наталье» отрок – мужчина признался:


Так, Наталья! Признаюся,
Я тобою полонен,
В первый раз еще стыжуся,
В женски прелести влюблен!

   Собственно, такой влюбленностью в «женские прелести» определяется вся лирика отроческой и юношеской поры, которую условно можно назвать любовной. Это лирика, прошедшая путь от первых полудетских желаний и порывов до нарастающей и, наконец, открытой чувственности. Это лирика скорых увлечений, преходящих настроений и мадригальных стихов. Общий тон отразился в строчках:

Не спрашивай, зачем душой остылой
Я разлюбил веселую любовь.
И никого не называю милой –
Кто раз любил, уж не полюбит вновь…

    Себя же юный поэт называет «страдальцем чувственной любви».

   1. Обратимся к раннему, лицейскому стихотворению Пушкина «Желание» (1816г.).

         а) чтение стихотворения учителем.
         б) элементы анализа стихотворения по вопросам:

   - Определите настроение стихотворения. Как оно выражается? (Настроение тоски, томления, разочарования; словесное выражение: многочисленные эпитеты «в унылом сердце», «горести несчастливой любви», «горькое наслажденье» (оксюморон) и др.; метафоры и т.д.)
   - Определите чувства лирического героя. Способ выражения.
   - Определите главный мотив стихотворения.
   - Почему оно названо «Желание»?

   Вывод: В этом стихотворении Любовь проявляется как одухотворенное страдание. Этот мотив сопровождается настроениями тоски, томления, разочарования, что характерно для любовной лирики раннего периода. В раннем творчестве нередко встретим такие определения любви, как: «злые страсти», «напрасная любовь», «мрачная любовь», «любовь, отрава наших дней…» и т.д.

   Но пройдет совсем немного времени, чтобы вновь полюбилась «веселая любовь». Подлинно любовная лирика, лично одухотворенная, возникает у Пушкина в романтической молодости (обращение к записям на доске).


   В период «южной ссылки» Любовь начинает звучать как слияние со стихией жизни, природы; Любовь уподобляется вдохновению творчества. Лирика этого периода открывает Любовь как неискоренимое никакими обстоятельствами чувство, как неотъемлемую стихию человеческого сердца.

2. Чтение стихотворения «Сожженное письмо» (1825г.)

   Это стихотворение посвящено Елизавете Ксаверьевне Воронцовой, сильнейшее увлечение которой Пушкин пережил, находясь в Одессе. Она была женой генерала Воронцова, под «надзором» которого некоторое время находился поэт. Переписка Пушкина и Воронцовой продолжалась и тогда, когда поэт находился уже в другой ссылке – в Михайловском. В последнем письме к поэту Е.К.Воронцова попросила сжечь ее письма.

   - Почему стихотворение так названо?

     (Поэт сжигает не просто письмо, он «сжигает» свое чувство, прощается с тем, что было дорого: «Радости мои», «пепел милый», «отрада бедная». Письмо – всего лишь предмет, но и в то же время вещественное содержание любви).

   - Проследите по тексту стихотворения, чем является для лирического героя это письмо? Как он еще определяет его для себя?


- Обратимся к синтаксису и пунктуации стихотворения, которые играют здесь существенную роль в раскрытии чувств лирического героя. Какой синтаксический компонент доминирует в стихотворении? (Распространенные обращения).

- Что особенного вы заметили в этих обращениях? (обращение не к человеку, а к письму. Это подчеркивает, как дорожит им поэт).

- Какие особенности пунктуации вы здесь увидели? (Многочисленные многоточия; восклицательные знаки, после которых слова начинаются с маленькой буквы, значит, восклицательный знак призван подчеркнуть или заострить то или иное чувство лирического героя).

- Что скрывается за многоточиями? (Многоточия прерывают предложения, находятся внутри строки, порой поэт употребляет многоточие после каждого слова: «Минуту!… вспыхнули… пылают…». Оно передает сильнейшее душевное волнение, охватившее лирического героя).

- Почти в каждой строке восклицательный знак подчеркивает какое-либо чувство лирического героя, а в четырех последних строчках нет ни одного восклицательного знака. Почему? (Наверное, это уже смирение. Если вначале лирический герой еще протестует против своего же поступка, то далее уже смирение. Кроме того, лирическому герою трудно и больно от переполнивших его чувств: «Грудь моя стеснилась». Ему трудно говорить).


   Мы убеждаемся в том, что знаки препинания имеют большое значение в понимании идеи стихотворения.

   - А как изменился лирический герой?

   Выводы: «Сожженное письмо» – это символ – прощание с прежними чувствами, увлечениями, чувственными радостями и впечатлениями. Наступает новый этап в жизни лирического героя и в жизни поэта, наступает пора зрелости. Но с тем, что было, трудно расстаться; много было пережито, прочувствовано. Отречение от любви дается лирическому герою нелегко, его охватывает глубокое душевное волнение, что проявилось в синтаксисе (пунктуации) этого стихотворения. Предложения простые, прерывистые, незаконченные, недоговоренные, недосказанные… Это один из излюбленных приемов Пушкина. В его рукописях многоточия не просто три точки, точек может быть и 4, и 5, и 8, и даже 20.

   Но письмо сожжено – прошлого не вернуть: «темные свернулися листы»… (Чтобы не нарушать ритма, автор прибегает к инверсии).

   Но прошлое можно и должно помнить, прошлое питает настоящее и будущее, обогащает опытом, делает духовно и душевно богаче. Как изменился и сам поэт? После Михайловского мы видим, как возмужал Пушкин, как «повзрослела» его Любовь.

   В стихотворении «Я вас любил…» мы видим «человека возмужалого», мудрого, обогащенного.



3. Чтение стихотворения «Я вас любил…» (1829г.)

   а) Анализ стихотворения.

- На какие выразительные средства вы обратили внимание? Какую роль они играют? (Инверсия, усиливает выразительность).
- Есть ли другие выразительные средства? (Нет).
- В стихотворении нет ни эпитетов, ни сравнений, ни метафор. Так за счет чего достигается такая потрясающая глубина и одновременно легкость стихотворения? (За счет ритма, рифмы, музыкальности, смысла).

Рассмотрим ритмический рисунок этого стихотворения.

- Что такое ритм? (Ритм – упорядоченное чередование каких-либо однородных явлений: слогов, звуков, слов и т.д.).

Запись на доске:

    Что значит ритм? И ударения, и количество слогов и звуков, и даже способ чтения. Мы убедились, что ритм – один из важнейших факторов, влияющих на восприятие стихотворения, + инверсия. Поражает музыкальность этого стихотворения.

   В своем определении поэзии Пушкин не только средствами слов-мыслей называет ее основные элементы, но и чувственно-слышимо сливает их в некое музыкальное единство. И это – один из приемов Пушкина. Музыкальный строй стихов, гармоническая уравновешенность, ритмическое чередование звуков - гласных и согласных – дает возможность им выполнить свои функции: гласные – музыкальные, ритмообразующие, интонационное начало стиха; согласные – скрепляют гласные в слова. Все здесь Музыка. Движению поэтических мыслей-образов сопутствует течение музыкально окрашенных звуков – создается тончайшая вязь, кружево, узор. Союз мыслей и звуков – одна из главных особенностей лирики Пушкина, о которой не раз говорил он сам:

Из наслаждений жизни
Одной Любви Музыка уступает;
Но и Любовь Мелодия…
А.С.Пушкин «Каменный гость»

    Но обратимся к стихотворению еще раз.

   Все стихотворение состоит из слов самых обыкновенных. Но «в нем та же трогающая душу гуманность. Та же артистическая прелесть» (Белинский), что и в других интимных стихах поэта. Кажущаяся простота стиха обманчива: оно построено по определенному принципу: трижды лирический герой повторяет: «Я вас любил…» – это выражение составляет и композиционную и смысловую основу стихотворения.

- Рассмотрите композицию стихотворения. Что вы можете сказать о его построении? (Если внимательно вчитаться в стихотворение, то можно увидеть, что оно распадается на три отрезка, в каждом из которых выражение «Я вас любил…», сохраняя общее значение, приобретает новые смысловые детали).

- Какой смысл заключен в словах «Я вас любил…» в 1-ом отрезке? (В 1-ом отрезке глагол прошедшего времени «любил» не означает, однако, исчезнувшего чувства; любовь еще жива).

- Что означают эти слова во 2-ом отрезке? (Во 2-ом отрезке этот же глагол «любил» раскрывает качественную сторону чувства любви, указывая на многогранность сопутствующих ему переживаний: безнадежность, робость, ревность).

- И, наконец, что означают эти слова в 3-ем отрезке? (В 3-ем отрезке слово «любил» выражает новый смысл: любил и теперь любит; только искренно и нежно любящий может выразить желание: «…дай вам бог любимой быть другим», может молиться за счастье любимой женщины).

- За счет чего создается целостность стихотворения? (Целостность стихотворения достигается интонационно-мелодическим ритмом, постепенным нарастанием интонационно-мелодического подъема).

- Обратимся к синтаксису стихотворения. Какую синтаксическую конструкцию представляет собой 1-ый отрезок? (сложное предложение, состоящее из 4-х равноправных простых предложений, поэтому его надо произносить на параллельных нисходящих мелодиях).

- Что представляет собой 2-ой отрезок? (простое предложение с четырьмя однородными членами: две пары однородных членов: 1-я – «безмолвно, безнадежно», 2-я – «то робостью, то ревностью…» Чтение требует мелодического перелома, убыстрения темпа, большего накала, волнения).

- Что представляет собой 3-й отрезок? (сложноподчиненное предложение с придаточным в конце. В главном предложении: «я вас любил так искренно, так нежно…» – при произнесении продолжается мелодический подъем, начатый во 2-м отрезке. На слове «нежно» голос достигает самой высокой ноты. Затем – «мелодический перелом», и на мелодическом падении читается последняя строка. Каждое слово здесь равнозначно и произносится медленно, но очень чувственно).

- Какие изменения вы увидели в лирическом герое? (лирический герой готов на самопожертвование ради счастья любимой женщины.)

- Стихотворение читается еще раз (дети воспринимают его уже иначе).


   Выводы: Может быть, один из главных секретов пушкинского обаяния как раз в том, что вся его поэзия, становясь сюжетом, остается событием биографии, и все у него – история, и все пропитано живым теплом его личности.

   Вы, вероятно, почувствовали, что в восьми напоенных любовью строчках стихотворениях «Я вас любил» заключена целая история возвышенного, пламенного, исключительного по своей самоотверженности и благородству любовного чувства.

   Кажется, что уже невозможно полнее и возвышеннее выразить Любовь. Однако любовь к Наталье Николаевне Гончаровой стала предметом большого и серьезного, пылкого и возвышенного чувства, с которым он связывал надежды на новый, преображенных ею этап своей жизни. Это подтверждается не только биографическими, но и стихотворными лирическими признаниями последних лет. В 1830 году Пушкин слагает в сонетной форме посвященное невесте стихотворение «Мадонна».
 
4. Чтение стихотворения «Мадонна».

- Кто такая Мадонна? Откуда взят этот образ? (мадонна (ит.) – католическое обращение к Пресвятой Богородице. Пушкин, скорее всего, имел в виду образ не только библейский, но и образ, взятый из произведений живописи эпохи Возрождения (Рафаэль «Сикстинская мадонна»).

- Как изображалась Мадонна? (обращение к репродукциям с картин Рафаэля. Мадонна изображалась с младенцем на руках).

- Что символизирует Мадонна на художественных полотнах в религии католиков и в Библии? (В религии Мадонна – символ святости и Божественной предначертанности судьбы; на художественных полотнах – это уже не просто Богоматерь. А женщина – мать, вполне реальная женщина).

- Почему этот образ появляется у Пушкина? (Он сопоставляет свою возлюбленную с Мадонной – Пречистой Богородицей. Именно с Ней, о чем свидетельствует такая деталь: «…под пальмою Сиона». Сион – холм в Иерусалиме, где, по преданию, располагался храм Бога-отца).

- Что значит это сопоставление Пречистой Богородицы и возлюбленной поэта? (Пушкин возводит Любовь, Материнство на уровень святости. И в этом нет никакого кощунства и оскорбления божества. Поэт глубокому и страстному личному чувству придает широчайшее обобщающее значение. И все прежние представления Пушкина о Любви, о женщине слились и достигли высоты в Мадонне, пушкинском идеале.

- Обратимся к лексическому строю стихотворения. Проанализируйте, какая лексика преобладает в нем? (Творец, Пречистая, ниспослал, внимая, обитель и т.д. Старославянизмы придают стихотворению возвышенный, божественный смысл. Обращается внимание на повтор в последней строке).

- Почему Пушкин для выражения своих чувств избирает сонет? (Сонет – стихотворная форма, «изобретённая» в эпоху Возрождения. Главная тема этой эпохи – обожествление человека (антропоморфность). Богородица – излюбленный образ искусства эпохи Возрождения. Сонетная форма только подчеркивает высокий божественный смысл стихотворения).

- Каким предстает лирический герой стихотворения? (Лирический герой возмужал. Он умудрен жизненным опытом. Возводит любовь в ореол святости).

- Как меняется восприятие лирическим героем Любви?



   Заключительное слово учителя.

   Сегодня мы попытались всего лишь соприкоснуться со сложным внутренним миром поэта, попытались уловить прекрасные мгновенья его любящей души, жизни его сердца. Которое «не может не любить»:

… И сердце вновь горит и любит – оттого,
Что не любить оно не может ...

   Рассматривая стихи Пушкина, мы попытались увидеть «богатство содержания, глубину мысли, художественное совершенство его любовной лирики».

   Мы постарались проследить, какие этапы эволюции прошла его Любовь, его любовная поэзия: любовь юноши, любовь «человека возмужалого», любовь человека, умудренного жизнью.

   Мы увидели Любовь в разнообразнейших проявлениях и образах: Любовь как чувство идеальное , возвышенное, прекрасное в наивысшей силе его проявления; любовь как мимолетное виденье, любовь с сопутствующими ей чувствами: радостью, печалью, робостью, ревностью.

   Нельзя не почувствовать того нравственного потенциала, заложенного в стихотворениях о Любви. «Лелеющая душу гуманность» – основа Любви.

1 2 ...
Поиск
Опрос
Оцените мой сайт
Всего ответов: 1002
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0