№ |
Тема урока |
Цель урока |
Содержание урока |
Дом. задание |
Повышенный уровень |
1.
2.
3. |
Русский язык – один из развитых языков мира.
Тест.
Морфемы в слове. Орфограммы в приставках и корнях слов. |
Познакомить с понятием «развитой язык», вспомнить языковые термины.
Уметь делать морфемный и словообразовательный разборы.
Вспомнить виды орфограмм в приставках и корнях слов. |
- Беседа о языке как средстве общения.
- Работа с учебником: 1)понятие «развитой язык»; 2)Упр.1.
- Комплексная работа с текстами (на доске). Работа с толковым словарём.
- Свободный диктант с заданием по лексике.
- Словообразовательный разбор.
- Итоги урока.
- Проверка домашнего задания.
- Словарная работа.
- Комплексная работа с текстом.
- Орфографический разбор (слова с приставками и орфограммами в корне слова).
- Творческая работа. Составление предложений.
|
Упр. 2, 3
§1, 2. Упр.13, 16. |
Языковые средства выразительности в художественном тексте. Тропы (эпитеты, метафоры, сравнения). Фигуры речи (инверсия, градация). Аллитерация.
Словообразование: приставочно-суффиксальный и бессуффиксный способы образования слов. |
4 |
Орфограммы в корнях слов |
Уметь различать безударные гласные от чередующихся гласных. |
- Проверка домашнего задания. 1. Заполнить таблицу примерами из домашнего упр. 2. Составить схему предложения. 3. Работа по карточкам.
- Распределительный диктант.
- Упр. 15 (с доской)
- Работа с текстом. Упр. 22
- Грамматические разборы.
|
Упр.14. |
Текстология. |
5 |
Орфограммы в корнях слов. |
Уметь выделять орфограммы в корнях слов |
- Проверка домашнего задания на доске.
- Синтаксический разбор.
- Выборочный диктант. .
- Словарная работа. Омонимичные корни.
- Диктант с грамматическим заданием.
- Упр. 11, 7 с самопроверкой по доске.
|
Упр. 538 |
Текстология. |
6 |
Части речи |
Вспомнить морфологические признаки разных частей речи. |
- Выборочная проверка домашнего задания. 1. Составить схему сложного предложения.
- Комплексная работа с текстом. Найти слова по их морфологическим признакам.
- Синтаксический разбор предложения.
- Диктант с выделением орфограмм.
|
Вопросы на с. 9.
Упр. 18. |
Стилистика текста |
7 |
Части речи |
Уметь определять морфологические признаки частей речи. |
- Проверка домашнего задания.
- Упр. 20. Комплексная работа с текстом.
- Диктант с выполнением грамматических разборов.
- Словарная работа. Работа со словарями.
|
Упр. 19 |
Микротема. Рема. |
8 |
Практикум по орфографии |
Восстановить знания и умения по орфографии. |
- Проверка домашнего задания.
- Орфографический разбор.
- Объяснительный диктант.
- Словарный диктант с самопроверкой.
- Упр.23, 24 самостоятельно
|
Упр.25 |
|
9. |
Простое предложение. |
Повторить основные сведения о простом предложении. |
- § 6. Работа по вопросам учебника, с. 13. 1) упр.29 (устно); 2) выписать словосочетания разных видов.
- Полный синтаксический разбор простых предложений.
- Упр. 30 самостоятельно.
- Словарный диктант.
|
Упр. 33, 34. |
Разбор осложнённых предложений.
Грамматический разбор слов. |
10. |
Сложное предложение |
Уметь делать полный разбор сложного предложения. |
- Проверка домашнего задания.
- Предложения с союзом И в простом предложении с однородными членами и в сложносочинённом предложении.
- Упр. 36 самостоятельно
- Словарная работа.
|
§8, упр. 39, 40. |
Разбор предложений повышенного уровня сложности. |
11. |
Прямая речь и диалог. |
Уметь делать пунктуационный разбор предложения. |
- Работа с учебником. §9, с. 17.
- Работа с текстом. Упр. 41.
- Упр. 44 самостоятельно.
- Словарная работа.
|
Упр. 45 |
Предложения с прямой речью, разорванной словами автора. |
12. |
Контрольный диктант с грамматическим заданием. |
Проверить уровень усвоения материала, умение делать грамматические разборы. |
Текст диктанта из методического пособия для учителей. |
|
|
14 |
Текст. Официально-деловой стиль речи. |
Вспомнить признаки текста, уметь составлять текст. Усвоить признаки официально-делового стиля речи. |
- Работа с материалами учебника. §10-11. 1. Материалы на с. 19. 2.Упр. 46, 47.
- Материалы на с. 21. 1. Упр.50, 51.
- Культура речи. Упр.48.
- Анализ текста.
|
Упр. 49. |
Текстология. |
15. |
Повторение изученного по лексике в 5 классе. |
Повторить основные лексические термины. |
- Орфографический разбор с творческим заданием. Омонимичные корни.
- Комплексная работа с художественным текстом.
- Творческий словарный диктант.
- Обзор литературы о жизни слов в языке. Выступление учащихся.
|
Упр. 52, 53. § 12. |
Омонимичные корни. |
16. |
Словари. |
Познакомить с языковыми словарям и научить пользоваться ими. |
- Взаимопроверка домашнего задания.
- Работа с текстом о словарях.
- Презентация словарей (работа по группам).
- Словарная работа.
|
Упр.54, 55 |
Составление словарной статьи. |
17. |
Р.Р.Сжатое изложение. |
Учить писать сжатое изложение. |
Сжатое изложение «Собиратель русских слов». |
§ 13, упр. 61-63. |
Стилистические и контекстные синонимы. |
18. |
Общеупотребительные и необщеупотребительные слова. |
Дать понятие об активной и пассивной лексике. Усвоить терминологию. |
- Синтаксический разбор.
- Проверка домашнего задания.
- §14, 15 с.28, 29.
- Упр. 66-68 устно.
- §16, с.32.
- Упр. 72-74 устно.
|
Упр.65, 64. |
Терминология. |
19 |
Диалектизмы. |
Знать нормы употребления диалектной лексики. |
- Работа с учебником, §16, с.31.
- Закрепление материала: 1)Упр. 73, 74.
- Работа с текстом: стихотворение С.Есенина «Пахнет рыхлыми драчёнами».
|
Упр. 72. |
Лингвистический анализ текста. |
20 |
Жаргонизмы и эмоционально окрашенные слова. |
Знать о жаргонизмах и эмоционально окрашенных словах. |
- Работа с учебником, §17,18.
- Работа с материалами книги Л.И. Скворцова «Экология слова, или Поговорим о культуре речи».
- Упр. 76,77,78.
- Творческий диктант.
|
Упр.83. |
Анализ стилистических средств языка. |
21 |
Устаревшие и новые слова. |
Знать о причинах выхода из употребления одних слов и появления других. |
- Проверка домашнего задания.
- Работа с учебником, §19, 38.
- Упр. 85, 86 устно.
- Анализ художественного текста.
- §20.
- Упр.87,88
|
Упр. 89.
Индивидуальные задания: подготовить рассказы о происхождении слов. |
Обзор книг о русском языке. |
22 |
Исконно русские и заимствованные слова. |
Знать о заимствованных словах, уметь пользоваться словарём иностранных слов. |
- Проверка домашнего задания.
- Работа со словарём иностранных слов.
- Чтение §21,с. 42 Упр. 90.
- Работа с материалами из книги Успенского «Слово о словах».
- Упр. 94.
|
Упр. 91, 93. |
Составление словарной статьи. |
23 |
Исконно русские и заимствованные слова. |
|
- Опрос.
- Составление таблицы «Признаки заимствований»
- Словарная работа.
- Творческая работа
- Объяснительный диктант.
- Упр. 96.
|
Упр. 92 |
Эссе. |
24. |
Фразеологизмы |
Знать фразеологизмы, уметь употреблять их в речи. |
- Проверка домашнего задания.
- Лексический диктант.
- Синтаксический разбор предложения с выполнением лексического разбора.
- Беседа с классом.
- Изучение нового материала. Работа с учебником §22.
- Закрепление материала. 1) Упр. 97-100 (устно); 2) подобрать фразеологизмы со словом РУКА; 3) Словарь «Крылатые слова»; 4) Нахождение крылатых выражений в баснях Крылова.
- Итоги урока.
|
§22, упр. 105 (устно),102.Статья из книги Вартаньяна «Почему мы так говорим?» |
Работа с фразеологическим словарём. |
25. |
Фразеологизмы. |
|
- Проверка домашнего задания.
- Контрольный словарный диктант.
- Индивидуальная работа по карточкам.
- Лексический диктант.
- §23. Упр. 104.
- Творческая работа: из Мифов Древней Греции выписать фразеологизмы, объяснить их значение.
|
Упр. 107 (письменно), упр. 109 (устно).
Подготовиться к контрольному словарному диктанту. |
Работа с литературными источниками. |
26. |
Повторение по теме «Лексика». |
Систематизировать и обобщить сведения по лексике. |
- Фронтальный опрос.
- Проверка домашнего задания.
- Контрольный словарный диктант.
- Игра «Кто быстрее?» Подобрать синонимы к устаревшим словам.
- Записать иноязычные слова с элементами по вариантам.
- Самостоятельная работа на 15 минут.
|
Индивидуальные задания. |
Углублённый лексический разбор. |
27. |
Повторение изученного о словообразовании. |
Повторить основные сведения о словообразовании. |
- Составить схему предложения.
- Заполнение таблицы «Орфограммы в приставках, корнях и окончаниях слов».
- Определить часть речи и морфологические признаки по морфемам.
- Выборочный диктант.
- Диктант «Проверь себя».
|
§ 24, упр. 113. |
Занимательное словообразование. |
28 |
Словообразование. |
|
- Синтаксический разбор. 1) выписать словосочетания.
- Анализ текста.
- Суффиксы существительных и прилагательных.
- Морфемный разбор.
|
Упр. 118 (устно), 119 (письменно) |
Разбор сложных для морфемного анализа слов. |
29. |
Развитие речи. Описание помещения. |
Составление простого и сложного планов для описания помещения; учить собирать материал для сочинения. |
|
|
|
30. |
Основные способы образования слов в русском языке. |
Знать основные способы образования слов. |
- Запись текста и его анализ.
- Изучение нового материала. § 26.
- Закрепление материала. Упр. 123 (коллективно).
- Анализ текста с грамматическим заданием.
|
Упр.124,125. |
Разбор сложных для морфемного анализа слов. |
31. |
Основные способы образования слов в русском языке. |
|
- Проверка домашнего задания.
- Орфографический разбор.
- Анализ записанного текста.
- Упр. 126, 127 самостоятельно с самопроверкой.
- Работа с трудновыделяемыми корнями.
|
Упр. 127. |
Морфологические и неморфологический способы образования слов. |
32. |
Этимология слов. |
Знать, как работать с этимологическим словарём, учить создавать словарные статьи. |
- Синтаксический разбор.
- Взаимопроверка домашнего задания.
- Монологический ответ ученика у доски «Основные способы образования слов в русском языке».
- Составление словообразовательных цепочек.
- Изучение нового материала: § 27.
- Закрепление материала. 1) Упр. 130, 2) этимологический анализ слов.
- Итоги урока.
|
Упр. 132, индивидуальные задания: упр. 131. |
Самостоятельная исследовательская работа. |
33. |
Развитие речи. Систематизация материалов к сочинению. |
Закреплять умение составлять сложный план; составление плана к сочинению-описанию комнаты. |
|
|
|
34. |
Развитие речи. Сочинение-описание комнаты. |
Работа над речевым оформлением сочинения. |
|
|
|
35. |
Буквы О-А в корне --- -КОС---КАС- |
Знать условия выбора написания данного корня, научиться видеть орфограмму. |
- Словарная работа.
- Анализ текста.
- Выборочный диктант.
- Изучение нового материала: § 29.
- Закрепление материала. 1)Работа над выделением орфограммы. 2) упр. 137, 139.
|
Упр. 138. |
Омонимия, омоформы. |
36. |
Буквы О-А в корне ГОР-ГАР. |
Знать лексическое значение корня, уметь определять и выделять данную орфограмму. |
- Словарная работа.
- Проверка домашнего задания.
- Составить предложения по схеме.
- Распределительный диктант.
- Тест.
- Изучение нового материала: § 30.
- Закрепление материала: 1) объяснительный диктант; 2) упр. 140 самостоятельно.
|
Упр. 144, 145. |
Омонимия. |
37. |
Буквы О-А в корне ГОР-ГАР |
|
- Словарный диктант.
- Самопроверка домашнего задания.
- Распределительный диктант.
- Орфографический разбор.
Объяснительный диктант. |
Упр. 143. |
Омонимия. |
38. |
Буквы О-А в корне ГОР-ГАР. |
|
- Взаимопроверка домашнего задания.
- Индивидуальная работа по карточкам.
- Упр. 147.
- Диктант «Проверь себя» с грамматическим заданием.
- Итоги изучения темы.
|
Упр. 148. |
Омонимия. |
39. |
Контрольный диктант |
|
|
|
|
40. |
Буквы И и Ы после приставок. |
Знать условия выбора букв и-ы после приставок, уметь правильно применять правило. |
- Составление схемы предложения.
- Этимологический анализ слов.
- Тест.
- Составить слова по схемам.
- Изучение материала: § 31.
- Закрепление: 1) работа над орфограммой; 2) Упр. 152.
|
Упр. 153, подготовиться к контрольному словарному диктанту. |
Иноязычные приставки. |
41. |
Гласные в приставках ПРЕ-, ПРИ-. |
Знать о зависимости правописания ПРЕ-, ПРИ- от их значения. Уметь применять правило. |
- Контрольный словарный диктант.
- Работа с текстом.
- Работа с таблицей «неизменяемы и изменяемые приставки».
- Изучение нового материала: § 32.
- Закрепление материала.
- Говори правильно.
|
Упр. 154 (1 столбик) |
Иноязычные слова с пре и при. |
42. |
Гласные в приставках ПРЕ-,
ПРИ-. |
|
- Синтаксический разбор.
- Проверка домашнего задания.
- Значения приставки ПРИ-.
- Орфографический разбор.
|
Упр. 154. |
|
43. |
Гласные в приставках ПРЕ-, ПРИ-. |
|
- Самопроверка домашнего задания.
- Значение приставки ПРЕ-.
- Упр. 154.
- Объяснительный диктант.
- Словарная работа.
|
Упр. 155. |
|
44. |
Гласные в приставках ПРЕ-, ПРИ-. |
|
- Взаимопроверка домашнего задания.
- Предупредительный диктант.
- Лексико-орфографический диктант.
- Омонимия в приставках ПРЕ-, ПРИ-.
- Объяснительный диктант.
|
Упр. 159. |
Расширение словарного запаса. |
45. |
Гласные в приставках ПРЕ-, ПРИ-. |
|
- Проверка домашнего задания.
- Запись слов с ПРЕ-, ПРИ- по памяти.
- Монологический ответ «Правописание приставок пре-, при»
- Словарная работа.
- Выборочный и проверочный диктанты.
|
Упр. 161. |
|
46. |
Гласные в приставках ПРЕ-, ПРИ-. |
|
- Взаимопроверка домашнего задания.
- Тест.
- Упр. 162.
- Объяснительный диктант.
- Самостоятельная работа.
|
Упр. 164. |
|
47. |
Соединительные гласные О-Е в сложных словах. |
Знать об образовании сложных слов с помощью соединительных гласных. |
- Контрольный диктант по упр. 164.
- Изучение нового материала.
- Закрепление: 1) творческая лексико-орфографическая работа; 2) Упр. 167; 3) объяснительный диктант.
|
Упр. 168, 169. |
|
48. |
Сложносокращённые слова. |
Знать виды сложносокращённых слов по способу их образования. |
- Синтаксический разбор.
- Орфографический разбор.
- Проверка дом. Зад.
- Изучение нового материала.
- Закрепление: 1) упр. 172, 173. 2) творческая работа.
- Самостоятельная работа.
|
Упр. 177. |
Аббревиация, субстантивация, адвербиализация. |
49. |
Развитие речи. Сочинение по картине Т.Н. Яблонской. |
|
|
|
|
50. |
Разбор слова по составу и словообразовательный разбор. |
Уметь делать морфемный и словообразовательный разборы. |
- Синтаксический разбор.
- Контрольный словарный диктант.
- Изучение нового материала.
- Закрепление: 1) упр. 179, 180.
|
Упр. 181, 182. |
Разбор сложных для анализа слов. |